Япония

Тематический сайт Московского Айки Клуба

Путешествие в Кобе

Из серии японских путешествий и приключений

Накао Сенсей заполняет журнал посещений Посещение города Кобе, где мы 3 дня провели в занятиях в Додзе "Сейбукан" г-на Накао (6 дан Айкидо Айкикай) и встречах, при всей своей кажущейся обычности, очень сильно повлияло на мои взгляды на Айкидо. Но, по порядку.

Тихое, теплое, слегка пасмурное утро следующего дня. Мы должны покидать наш отель. Все собираются и спускаются в нижнее кафе. Там уже сидит в полном параде наш сенсей и читает что-то о России в толстенной книге. Все хоть и заспаны, но веселые - впереди обещанные занятия с каким-то старым мастером Айкидо в его собственном Додзе и еще намеки на Иайдо.

Вся эта информация в многократно переведенном виде дошла до нас именно с таким значением. А впереди еще и переезд в Танабе, на родину О Сенсея! Настроение просто отличное.

Сенсей лично собрал у всех электронные ключи от номеров, сдал их в reception, собрал всех в кучу, пересчитались и в автобус. Пошел легкий дождичек. Он нас везде сопровождал и об этом забавном совпадении слегка дальше - в Танабе. Отмечу только, до нас в Токио стояла убийственная жара, так что дождичек был как манна небесная для всех, но мы про это не знали и жили в полном температурном комфорте в счастливом неведении нашей везухи.

А это тоже г-н Накао - рихтует Сергея ФерронскогоЕдем по Токио, смотрим на улицы, магазинчики, крыши, вывески, людей, мотоциклы и светофоры.... Сидим, отдыхаем как настоящие туристы. Проехали мимо Дворца императора, где в прошлом году наблюдали смену их замечательных газонов. А они просто заменяли куски живого дерна 60x60 см, укрепляли и так ловко стыковали, что оставалось ощущение нетронутой целины.

В этот раз вокруг этой громадной площади бегал народ толпой, хотя и зарегулированной. Возраста все, предельно аккуратные: беленькие носочки и все сверкает чистотой и это поражает. Ведь идет дождь! В Москве весь этот люд в один момент стал бы грязным с ног до головы. А здесь бегают все чистенькие. Очень красиво. А бегают просто для здоровья каждое воскресенье. Кажется, я все перепутал. Ведь я рассказываю про понедельник. Значит эту картину с бегущими мы видели вчера. Ну и пусть, это не меняет ровным счетом ничего. Вчера, так вчера.

Значит, едем на вокзал. А, как оказалось, вокзал и метро - это одно и тоже. Сгрузились с автобуса, собрали свои сумки и баулы и ну топать по переходам. Ох уж эти переходы! Натаскались всласть. Оказалось, что мы приехали за полтора часа до поезда, сенсей перестарался. Сложили все у столба в тоннеле, кстати сказать и тут хирургическая чистота. По этому холлу ходил некий служащий с пылесосом за спиной и все подчищал. Мы его тут же нарекли инопланетянином. Тем более на стене было громадное изображение нашего поезда "Синкансена", а видон у него очень впечатляет и на наши электропоезда совсем не смахивает, некое космическое сооружение.

Приехали мы рано - все ларьки закрыты, так что и посмотреть - то больше не на что, однако, этот час мы на что - то всеже потратили и собрались вместе и не потерялся никто. Цугие-сан очень переживала, глядя на расходящиеся фигуры. Но вот команда на посадку, перед нами прошла целая толпа цыпляток - школьников в бело-синих униформах, тоже шумливая и веселая. Мы с ними разулыбались и получили массу обратных приятных лиц. Мы и дальше замечали, как сначала настороженные физиономии превращаются в улыбчивые, когда мы им дружески махали из автобуса или вагона поезда. Особенно отзывчивы были дети, с ними совсем легко.

Это наша первая помывка полов в додзеПеретащив баулы на перрон, опять по этим …… переходам, стоим у определенной черты на полу. Именно тут будет наша дверь нашего вагона. Смотрим на расписание и видим, что рядом стоит поезд на Хиросиму - 6 часов и там, нам ехать 3. А в Хиросиме - Иде-сенсей. 3 часа всего-то, а?..

Вот подкатывает наш поезд-робот, те, кто его еще не видели, снимают и фотографируются, вид у него впечатляет, просто наш "Буран " или "Шаттл".

Очень быстро сели, расположились и поехали. Слегка спали, немного ели сушеные морепродукты, какую-то сладкую фасоль в разных вариантах, рыбу, особенно много сушеного кальмара и еще чего-то. Не обошлось без пива-ехали славно. Поезд разогнался и мчал нас все время мимо домов и рисовых полей Скорость не ощущалась, но по очень быстрому мельканию заоконного пейзажа было ясно, что мы правильно сели - мчались весьма изрядно.

На заднем плане постоянно были невысокие горы и дома, дома, дома... Так среди домов мы въехали в Осаку и, немного погодя, прибыли в Кобе. В Кобе нас не встречали и мы с вещами в руках потащились по улицам. И шли мы долго. Особенно много сначала не рассмотрели, но сразу обратили внимание на то, что город совсем другой чем Токио: намного домашнее и как-то более провинциально-деревенский. Это совсем не связано с домами и прочее, нет, что-то ощущалось во всем.

г-жа Накао упражняется с Андрюшей КомаровымСвоей домашностью он мне понравился сразу. Наша неясная цель была в достижении кафетерия г-на Накао, идя по плану города. И Аракава Сенсей нашел его. Ушло на это минут 30 пешего хода с барахлом! И купленными подарками (я же предупреждал)! Вот тут мы и встретили г-на Накао - хозяина магазина и производства саке, кафетерия, двух домов и своего домашнего Додзе "Сейбукан". Богатый человек.

Как оказалось, второй дом с додзе был полностью разрушен в 1995 году в землятресением и теперь был заново отстроен. Вот к нему-то мы и направились. На наше счастье вещи были погружены в авто хозяина и поехали отдельно от нас. И вот тут мы увидели этот город. Г-н Накао в каких-то замухрыжных штанах и тапочках ходом мастера-айкидоки шествовал впереди нас. Красавец!

Мы шли мимо лавок и лавочек с самыми разными товарами, особенно много рыбы и, овощей и фруктов, и он со всеми разговаривал на ходу, видимо, объясняя появление рядом с собой европейских лиц. По ходу стало ясно, что это все его занимающиеся и они радостно спрашивали дозволения прийти попробовать русских Айкидок, в чем и не получали отказа. Наш энтузиазм приобрел новый оттенок. Шли мы как по деревне, так это было здорово. Потом, когда нас расселили и мы сами добирались до додзе мимо этих же лавочек, нам очень радостно кивали и что-то говорили, а мы запросто говорили в ответ: "Годзаимас", что очень нравилось окружающим.

Вот и додзе. Вновь отстроенный дом из бетона в 3 этажа, примерно 6 на 10 метров. Нижний этаж не ясно что, второй - жилой, третий - само додзе. Нас встретила жена г-на Накао и его отец. Ну думаем, вот он - старый мастер. И давай смотреть, но оказалось все не так. Это был просто старый отец сенсея Накао. Пошли посмотрели на додзе - отличное семейное додзе с очень жестким полом.

Я же говорю, что девчонки просто "сумасшедшие"Спустились, выпили чай и началось расселение. Трое остались тут в додзе, мы с Алексеем были взяты на жилье мастером Иайдо и врачом-иглотерапевтом, а остальные - в гостиницу с восточным антуражем. Девчонок это по началу несколько смутило: нет ни кроватей, ни столов, ни стульев, но потом все утрясли. Мы взяли свое барахло и пошли опять по улочкам в новый дом. Вот и он.

Узкая-узкая лестница, заставленная коробками и просто чем-то, вверх и вверх, дверь в достаточно захламленную массажную: "Вот, думаю, и поживем!", но оказалось еще этажом выше - крошечная комната на двоих с диваном и матрацами на полу. Одиноко живущий мастер не очень следил за порядком в доме, а все время отдавал лечению. Пахло полынными сигарами, кругом висели акупунктурные плакаты и витало ощущение холостяцкого дома. Ночевали мы там два раза, а Алексей и Валя Аленчева лечились у него.

Сеанс иглотерапии российских клиентов оставил в душе мастера неизгладимый след. Хорошо, что сеанс иглотерапии Валентины проходил под бдительным оком Алексея. Недалеко и до греха - девчонки у нас просто красавицы…

К нашему с Алексеем сожалению, увы, никаких занятий Иайдо в Кобе не случилось, но зато этим же вечером состоялась очередная тренировка. Она была обычна и необычна. Техника и упражнения делались почти те же, но стиль был явно другой.

Длинные, плавные, очень не спешные действия мастера, чрезвычайно расслабленные и в тоже время предельно сконцентрированные в акцентированных точках. Я был несколько изумлен.

Оказалось, что это додзе курирует знаменитый сихан Хомбу Додзе Мастер Эндо-сенсей - ученик еще более знаменитого Ямагучи-сенсея, которого мы видели с Алексеем в 1994 году. Он нас поразил тогда чрезмерно.

Так вот, Эндо-сенсей должен был прибыть к нам на тренировки, но к великому сожалению, ему что-то помешало. Вот это то и был тот самый "Старый Мастер".

Димка Плесконос все подливал и подливал... А бутылища прозрачная - это саке.Мне при отъезде запись работы Эндо-сенсея подарил Аракава-сихан. За два дня тренировок в Кобе эта техника все время присутствовала в додзе и мне очень понравилась, и даже не то слово, она упала куда-то далеко внутрь и что-то там включила. Что - не знаю, но я приехал домой другим Айкидокой.

Тоже интересный момент быта. Перед первой тренировкой нас попросили не очень стучать по полу руками при страховках, поскольку это очень мешало соседям Накао-сенсея . Мы старались это учитывать. Кстати, пол в додзе хоть и покрыт татами, но был чрезвычайно твердым и такое же татами встретило нас в Танабе.

По этому поводу все тут же отбили себе спины и вынуждены были слегка изменить страховки. Думаю, что теперь мы меньше разобьемся при падении на землю. Тренировки состоялись и в следующий день утром и вечером, а между ними были экскурсии по городу и женская тренировка. А после этой первой, достаточно замученных все-таки тяжелым днем, нас пригласили в кафе Накао-сенсея и мы там сильно погуляли (за свой счет).

В этот раз были взрослые люди, занимавшиеся с нами, на завтра собралась только молодежь. Но в обоих случаях было много (очень много) пива, кальмаров, рыбы, раковин, осьминога, овощей и еще чего-то.

Вот это мы: Аракава-сенсей, я и мастер-врач (уже изрядно теплые)Готовил все сам лично Накао-сенсей и на маленьком лифтике поднимал снизу к нам. Все очень веселые, пьяненькие и добрые. Шум кошмарный, все говорят! Именно все говорят: по-английски, жестами, по-японски и еще бог знает как... Был и перевод, но можно было и не переводить. Они пытались нас споить разбавленной газировкой водкой - смешные люди... Мы это уже не раз проходили. Предлагаемые нами для совместного распития дозы признавались ими смертельными и весело отвергались.

Тут приходилось не терять марку, хотя пьющих (в нашем понимании) среди нас не было. К 23 все дошли до нормы и очень довольные друг другом разошлись по своим местам ночевки.

Ночь проспали как бревна и в 5:30 уже на ногах - в 7 утра, без завтрака, тренировка. Алексей спал рядом на спине и очень подозрительно был похож на бездыханное тело, я даже пошуршал чем-то, чтобы проверить верность своего подозрения. Но все обошлось - он проснулся.

Вот это мы: Аракава-сенсей, я и мастер-врач (уже изрядно теплые)Потом эйфорический проход по раннему Кобе до додзе, заспанные физиономи Андрея и Димона в окнах, общий сбор и все равно тяжелая утренняя тренировка, ритуальное поедание купленного заранее арбуза (по ихнему "Суйка"), фруктов и последующий поход в автоматическую прачечную.

На день было запланировано посещение мемориала Кобе, банка для размена долларов и обед в кафе - нас угощал сам Накао-сенсей. Часть дня была свободна и мы позволили себе чуть-чуть погулять по близлежащим улицам. После Токио было очень интересно.

Это конечно, не Киото с его мировыми достопримечательностями, но дух общины создавал какой то исключительный колорит.

Чрезвычайно колоритен китайский торговый квартал, куда в обед собирается наверное все Кобе хорошо и дешево покушать. Правда, я сам не рискнул.

Я и Китайский КварталНакао-сенсей же в своем обычном босяцком виде провел нас и в банк, и по пути очень часто останавливался со знакомыми, объясняя им, видимо, наше присутствие.

В банке я разменял изрядную сумму долларов, которая впоследствии и зависла у меня на руках, поскольку в Акихабаре не нашлось нужного мне монитора, а выставочный экземпляр продать отказались. Но это потом. А сейчас я рассматривал и снимал город, который стоял в руинах всего 4 года назад. Сенсей показывал, где было все разрушено, где частично, но следов землетрясения уже не было заметно.

Город сверкал как новенький. Вот люди! Масштаб разрушений мы увидели в мемориале, где так и лежал оторванный бетонный пирс, скрученные балки, фонари и прочее. Специально был оставлен небольшой кусочек порта в том виде как это случилось тогда. Но очень немного. Все же вокруг было как с иголочки.

После мемориала все наши поехали на интересный островок, место откуда богиня Аматерасу начала создание островов Японии. Я, к сожалению, не смог побывать там, зато мне посчастливилось побывать на специальной дамской тренировке. Вот там я еще что-то понял. И это что-то состоит просто в том, что Айкидо в Японии занимаются как физкультурой подавляющее число людей. Делают это легко, мило, не напрягаясь и с удовольствием.

Именно так это проделывали японские женщины. Потом подошли наши девчонки. В течении следующих 5 минут они нашим привычным темпом загнали насмерть всех ихних дам и одного мужика. Местные дамы еле дождались окончания тренировки, находясь весьма во взмыленном состоянии. Но это нисколько не нарушило общего мирного и дружественного духа.

Окончательная полировка взаимопонимания произошла на вечерней тренировке и совместных посиделках с молодыми ребятами. Наши мужчины имели несомненный успех у местных дам и пытались этим воспользоваться. Нашим девчонкам было не до гулянок - устали насмерть. И вот последний проход по городу, сон и утром едем в Танабе. А в Танабе всего было !!!...

Матвеев В.А.
07.09.98 12:21
Москва

Вот они мило упражняются Общая фотография