Япония


Тематический сайт Московского Айки Клуба

Психологическая война по-японски

Это имя известно, без преувеличения, каждому японцу. Ну, казалось бы, чем может прославиться средневековый учитель фехтования, ведь никаким иным ремеслом этот человек никогда не владел? Однако реальные истории, связанные с жизнью Мусаси Миямото, для большинства японцев не менее притягательны и волнующи, чем вымышленные приключения мушкетера д`Артаньяна для миллионов европейцев.

Подшивку уникальной газеты «Япония и Россия» «Известиям» показал журналист и историк капитан первого ранга в отставке Владимир ДУКЕЛЬСКИЙ. В прошлом Владимир Абрамович — начальник разведки оперативной эскадры Тихоокеанского флота, потому «Японию и Россию» анализировал со специфической точки зрения. Это издание, на его взгляд, один из первых в истории наглядных примеров военной спецпропаганды, «психологической обработки пленных», имевшей дальнюю, стратегическую цель: в одной из статей «Японии и России» сказано, что целью войны является не только возвращение в лоно Японии Маньчжурии и Кореи, но и «сокрушение самодержавного строя» в России.

«Япония и Россия» считалась иллюстрированной газетой, но внешне это скорее журнал формата чуть больше «Огонька». Кем издается, кто редактор — не указывается. Предназначалась для русских военнопленных в Японии (их было 72 тысячи человек), распространялась в их лагерях. Лагеря назывались «приютами», что тоже характерно.

— Будем помнить, — отмечает Владимир Дукельский, — что при всей крови и неизбежных мерзостях это была, возможно, последняя «джентльменская война» в истории. По крайней мере к пленным обе стороны относились подчеркнуто уважительно: хорошо кормили, давали приличное денежное содержание, многие пленные офицеры в Японии «под честное слово» жили на городских квартирах; некоторым «по семейным обстоятельствам» разрешили отправиться домой до срока; врачей, фельдшеров и священников в плену вообще не держали.

«Япония и Россия» начала выходить тогда, когда боевые действия уже закончились, но мир еще не был подписан. Все понимали: раньше или позже пленные вернутся домой. Но и отпускать их без психологической обработки японцы тоже явно не хотели. Всего вышло 12 номеров.

Общий тон газеты: вы — храбрые и достойные воины, только власть в стране у вас никуда не годится. Каждый номер начинается со статьи, посвященной той или иной проблеме из жизни пленных: например, о деятельности японских православных священников в «приютах» (ими было создано специальное Японское православное общество духовного утешения военнопленных), о недопустимости межнациональной розни в бараках. Дальше — «вести с родины»: телеграммы информационных агентств, перепечатки из российской прессы.

Как правило, это рассказы о коррупции в российской верхушке (пример: «Покупка колясок Морским министерством» — нечто вроде нашего «Паша-Мерседес»), сообщения о крестьянских бунтах, об эсеровских покушениях на губернаторов, о реакции в России на цусимское поражение. Потом идет «общий раздел»: статьи о русских революционерах — борцах с самодержавием (например, о Вере Фигнер, Михаиле Тригони); есть несколько публикаций о восстании на «Потемкине» и о судьбах потемкинцев; рядом — совершенно объективный отчет о ходе японско-русских переговоров; большой материал о вреде алкоголизма соседствует с крайне резкой, «бунтовской» статьей за подписью «Солдат»; тут же — сообщение о том, как японские военные моряки прилежно изучают труды адмирала Макарова (уважение к врагу!).

Дальше — информация: где какой пленный находится, объявления, письма пленных о своей жизни, примитивный русско-японский разговорник. Кто-то на досуге начал сочинять роман и печатал его с продолжением. Любопытные иллюстрации: фото захваченных русских военных кораблей, ныне плавающих под японским флагом; пленные учатся грамоте; член японской императорской фамилии посещает «приют».

Был ли эффект от этой пропаганды? Я не помню революционеров с такой примерно биографией: был у японцев в плену, после этого вернулся домой и начал разбрасывать листовки. Думаю, что тоска по родине перевешивала все. Но в том, что идеологическая обработка была массированной, сомнений нет.

Японских пленных в России было около 200 человек. Они жили в селе Медведь Новгородской губернии (когда-то — аракчеевское военное поселение). Велась ли русская пропаганда в их рядах — неизвестно.

Сергей НЕХАМКИН

Примечание:


Идея и координация проекта - Матвеев Вячеслав Александрович
Сопровождение - Московский Айки Клуб

TopList Rambler's Top100