Япония


Тематический сайт Московского Айки Клуба

Еще один удар по Японскому мифу

«Находясь недавно в Узбекистане, я понял, что являюсь участником сюрреалистического действа, — так начал свою лекцию на факультете журналистики МГУ известный композитор Сигэаки Сайгуса. — Я, японец, слушаю узбекских артистов, поющих по-английски американские песни. В этом есть что-то странное, но характерное для сегодняшнего мира, для современной молодежи, не знающей границ ни в чем».

Преподаватель Токийского университета, крупный музыкант, общественный деятель С. Сайгуса обманул ожидания той части студентов МГУ, которые надеялись услышать от него новости из мира японской поп- и рок-музыки. Хотя композитор и является признанным знатоком в этой области, тема его выступления на журфаке МГУ была несколько иной: «Некоторые аспекты жизни молодежи в Японии».

Тема, явно выстраданная и глубоко переживаемая автором, несмотря на то, что в свои 60 с лишним лет он даже в Японии вряд ли может быть причислен к молодежи. Для тех же молодых журналистов, которые хоть чуть-чуть заинтересованы в понимании и познавании Японии, лекция была фантастически интересной, потому что говорил С. Сайгуса не о японском мифе: самураях, гейшах и пронесенных через всю жизнь улыбках, а о том, что ждет Японию через несколько десятилетий.

Что такое современная японская молодежь — вот что волнует сегодня композитора, да и многих других людей. Действительно ли она является прообразом поколения третьего тысячелетия, как уверены исследователи во всем мире? Чего хотят молодые японцы? Чем руководствуются в жизни?

Надо признать, что, глядя на Японию отсюда, из России, мы практически не знакомы с этим поколением и представляем себе японскую молодежь как часть некой однообразной людской массы, проводящей время в напряженном труде в офисах или в сборочных цехах и коротающей выходные за чайной церемонией. Композитор Сайгуса считает, и с ним трудно не согласиться, что это миф. Такой же расхожий, как для японцев — русские, ходящие по улицам в косоворотках и пьющие водку из самовара, и такой же безосновательный.

Японская молодежь действительно одна из наиболее продвинутых в мире; это состояние обусловлено общим высоким уровнем развития страны и традиционно высокой культурой. Но многие из тех, кто сейчас учится в университетах Японии, как утверждает С. Сайгуса, ни разу не надевали кимоно. Эта часть студентов и студенток не знакома с традиционной японской музыкой и театром. Они никогда не были в саду камней, не видели Кабуки и вообще мало что знают об истории и традиционной культуре своей страны. Их интересы одновременно космополитичны и ограниченны благодаря вековому «особому пути» Японии.

Молодежь в этой стране развивается, словно в некой капсуле, сквозь стекло которой очень удобно наблюдать за мировой глобализацией, выбирая и воспринимая только то, что нравится. «Это действительно так, — говорит С. Сайгуса, — но такое двойственное состояние нормально для Японии, где скрытая борьба старого с новым не прекращается ни на мгновение и где старое еще никогда не было окончательно побеждено. Это дает возможность новым веяниям проникать в страну, не затрагивая основ ее существования. Именно потому, кстати, символом одной из самых развитых демократий мира является самая старая в мире императорская династия».

Японского композитора волнует обратная сторона этого вопроса. Готовность воспринимать новое без опасений подорвать традицию может сыграть с японцами злую шутку. Многие общественные деятели и философы уже не раз говорили, что японцы — самый нерелигиозный народ на планете. Плохо ли это? «Страна без Бога — страшная страна», — считает С. Сайгуса.

По мнению композитора, арелигиозность ведет японцев к тому, что уже сегодня главная идеология Японии — отсутствие всякой идеологии. В данном случае отсутствие идеологии означает, по всей видимости, не отказ от политических пристрастий, а слабость естественного нравственного самосознания, ослабление понятия «ценность жизни», размывание сдерживающих моральных устоев. Касается это, в первую очередь, сегодняшних двадцатилетних — тех, кому будет принадлежать Япония 30-40-х годов.

Молодых журналистов вряд ли можно назвать ханжами, но те иллюстрации, в том числе видеофильмы, которые С. Сайгуса продемонстрировал на своей лекции в качестве примера, вызвали легкий шок у некоторой части аудитории. К сожалению, если бы в мире фиксировались показатели в категории «свобода нравов», молодые японцы и японки были бы, наверное, впереди планеты всей. Композитор исследовал статистические данные и выяснил, что к совершеннолетию (20 лет в Японии) значительная часть студенток подходит, имея за плечами несколько сотен сексуальных контактов, но не имея никаких сколь-нибудь определенных планов на дальнейшую жизнь.

По словам С. Сайгусы, около 20 процентов японской молодежи даже не пытаются найти работу и не планируют свое будущее, довольствуясь случайными подработками. Истории о системе пожизненного найма и легенды о преданности работника фирме скоро могут стать достоянием учебников по истории экономики. Поколение отцов создало такой уровень благосостояния, что детям становится совсем не обязательно работать.

Обилие свободного времени вкупе с поголовной мобильной телефонизацией, выводящей контакты подростков из-под контроля родителей, позволяют им заниматься чем заблагорассудится. В результате японская молодежь имеет все шансы прослыть самой эпатирующей и экстремальной на свете.

В лекции С. Сайгусы утешает одно: та молодежь, о которой он говорил, — далеко не вся Япония. Да и сам композитор, похоже, это понимает и чувства юмора, любви к жизни и оптимизма не теряет.

Автор: Александр Куланов


Примечание:

Дополнительные ссылки по теме:


Идея и координация проекта - Матвеев Вячеслав Александрович
Сопровождение - Московский Айки Клуб

TopList Rambler's Top100