Япония


Тематический сайт Московского Айки Клуба

Броня крепка

Из истории японской культуры

Можно спорить о том, насколько правомерно относить оружие и индивидуальные средства защиты к предметам изобразительной культуры. Но помимо сугубо утилитарных функций защиты воина в бою от ударов противника эти предметы — латы, шлемы — довольно часто приобретали и определенные декоративные функции.

Выполненные руками талантливых мастеров самурайские доспехи становились настоящим произведением искусства. В этом можно убедиться, посетив любой японский музей с исторической экспозицией. Там обязательно найдется место для бережно сохраняемого военного наряда.

О том, как выглядел японский воинский наряд в древности, можно только догадываться. Отдельные детали доспехов, найденные археологами в могилах знатных воинов, позволяют сделать вывод о заимствовании их внешнего вида и технологии изготовления из Китая. Об этом свидетельствуют и терракотовые фигурки ханива, устанавливавшиеся в те времена на могилах знатных людей. Глиняные фигурки изображают воинов в шлемах и доспехах, напоминающих китайские (провинция Сычуань).

Изготавливались эти доспехи из сыромятной кожи, на которую нашивали пластины из железа, меди, а то и древесной коры. Со временем рубашку из сыромятной кожи стали заменять комбинацией ремней, на которых и крепились защитные пластины. Они либо скреплялись между собой, либо образовывали чешуйчатое покрытие, верхние ряды которого частично перекрывали нижние (как черепица на крыше дома). Это не только придавало подвижность доспехам, но и позволяло подгонять их по фигуре. В любом случае доспехи оставались крайне тяжелыми, и надевать их без посторонней помощи было крайне затруднительно.

ДоспехиДля японских воинских доспехов было характерным большое количество отдельных деталей, пристегивавшихся или привязывавшихся поверх основной брони для защиты конкретных уязвимых мест — горла, плеча, подмышек и т.д.

Влажный японский климат наложил свой отпечаток на внешний вид доспехов. Во-первых, их пришлось делать сборными, с огромным количеством маленьких дырочек и прикрытых металлом отверстий, обеспечивавших вентиляцию разгоряченного боем тела. А во-вторых, чтобы уберечь защитные металлические пластины от ржавчины, их приходилось покрывать лаком, черным, красным или коричневым, что сразу же стало придавать броне нарядный вид.

Так, например, выглядели наиболее старые из дошедших до наших дней доспехов: танко — прочная, но жесткая конструкция из склепанных металлических полос, укрывавшая корпус до бедер, и постепенно вытеснившая ее кэйко — подвижная, но чрезвычайно тяжелая броня, сделанная из кусков железа или бронзы, скрепленных между собой кожаными шнурами.

В IX веке произошло не только формирование самурайского сословия, но и достаточно радикально изменилась тактика боя, что, конечно же, сказалось и на внешнем виде доспехов. Ударной силой самурайских отрядов стала конница, поражавшая противника не столько в схватке на мечах, сколько стрельбой из лука. Это нашло отражение в термине — «кюсэн-но иэ» (люди лука и стрел). Весь ход сражения как бы рассыпался на ряд дуэлей конных лучников, поражавших друг друга на скаку.

Чтобы уберечься от стрел, пришлось к привычному танко привязывать дополнительные пластины, укрывавшие бедра. Эти юбочки из металлических полос чем-то напоминали немногочисленные уцелевшие доспехи воинов айну. Помимо этого стали изготовлять отдельные защитные пластины для горла и ног, а вот руки оставались чаще всего незащищенными: если бы у лучника они были бы скованы броней, он не смог бы тогда быстро и точно стрелять.

Новые доспехи стали называть ёрои или оёрои. Весила эта конструкция около 30 кг и, конечно же, в пешем строю была малопригодна, но для вооруженного луком конника представляла достаточно совершенную защиту.

Как и в кэйко, основную часть брони — до — собирали из металлических пластинок размером 4х5 см с рядами отверстий (на полный набор ёрои требовалось несколько тысяч пластинок!). В отверстия пропускали шнуры, шелковые или кожаные, скреплявшие пластины в один доспех. При желании можно было подобрать шнуры разного цвета, благодаря чему внешняя поверхность до стала напоминать вышивку.

Иногда мастера подбирали узор так, чтобы он напоминал мон — родовой герб воина, но чаще это становилось просто красочным орнаментом. Как правило, преобладали красные тона, считавшиеся наиболее приличествующими для воинов. Однако обильная декоративная шнуровка для полевых условий была не лучшим решением. Намокнув под дождем, она заметно утяжеляла броню, а зимой схватывалась льдом. Ее часто приходилось отмывать от налипшей грязи, иначе доспехи начинали дурно пахнуть.

Поэтому военачальники нередко заказывали мастерам доспехи с золотым или серебряным покрытием, что достигалось путем подмешивания в лак того или иного металлического порошка. Менее обеспеченные воины покрывали доспехи тканью или тонкой кожей.

Несколько позже, в период Камакура (1185-1333), рисунок ёрои стал более декоративным. Нагрудные пластины покрывали сверху кожей, на которую наносили различные изображения, например китайских львов, драконов, святых буддийского пантеона. К тому времени богато украшенный набор ёрои стал единственно приемлемым для высокопоставленных воинов и придворных.

Следует упомянуть и еще об одном варианте брони для богатого и славного воина. Мастера научились выковывать из металла панцири, рисунок которых повторял фактуру человеческого тела, только в несколько утрированном варианте. В Японии многие буддийские храмы были украшены скульптурами божественных охранников нио, отличавшихся ярко выраженной мускулатурой. Соответственно, железные доспехи, изображающие мощное тело — с мускулами, ребрами, позвоночным столбом, стали называться нио до.

В XIV веке роль кавалерии, сражающей врагов стрелами, стала в Японии ослабевать. И вызвано это было кровопролитной борьбой между Северным и Южным дворами за обладание столицей и троном (1337-1392). Сражения с открытых полей переместились в леса и горы, где тяжелой коннице было очень трудно маневрировать, но еще труднее — стрелять по удаленным мишеням. Чтобы приспособиться к новым условиям, бронированные всадники сменили луки на копья, а потом и вовсе вынуждены были спешиться.

Ударной силой стали пешие воины, для которых броня ёрои стала просто неподъемной. Вскоре монументальный набор ёрои был вытеснен более легким и подвижным вариантом — до-мару. Прогресс технологии металлообработки позволил заметно снизить вес употребляемых для доспехов защитных пластин, но не в ущерб их прочности. Основным видом оружия самурая стал не лук, а меч.

Соответственно, пришлось вносить и некоторые коррективы в костюм, закрывая руки и бедра от сабельных ударов. Чтобы не утратить столь необходимую в пешем бою гибкость, до-мару стали в определенных местах укреплять кольчугой. Однако, в отличие от западноевропейской и русской практики, кольчужное плетение гусари закрывало не целиком торс и бедра, а лишь отдельные уязвимые участки.

Нельзя сказать, что отказ от богато орнаментированного ёрои произошел быстро и повсеместно. Даже в XV веке этот набор доспехов и изготовляли, и носили. Правда, он сохранился в быту лишь наиболее высокопоставленных самураев и военачальников и носил скорее не защитные, а декоративные и церемониальные функции. В полевых же условиях военные предпочитали более легкий и удобный до-мару, которым оборачивали тело, а затем скрепляли его шнурами под правой рукой.

Были сделаны попытки вовсе отказаться от шнуровки. На тканевую рубашку нашивали металлические пластины, а щели между ними закрывали полосками кольчуги. Это позволяло аккуратно складывать подобные доспехи, называвшиеся кусари до-мару, в небольшие сумки или коробки для транспортировки и хранения. Чаще всего эти бедно орнаментированные доспехи предназначались для рядовых солдат.

Появление огнестрельного оружия заставило самураев пересмотреть структуру индивидуальных способов защиты. Пуля мушкета, попадая в пластины гибкого кусари до-мару, даже не пробивая броню, наносила чувствительный динамический удар. Пришлось увеличивать размер металлических пластин.

Впрочем, в извечном противостоянии пули и брони в то время победило огнестрельное оружие. В середине XIX века самурайские отряды оказались фактически беззащитными против корабельных пушек западных держав. И хотя в семьях самураев продолжали хранить мечи и доспехи предков, модернизованная японская армия быстро перешла на обычную хлопчатобумажную форму цвета хаки, а великолепные ёрои и до-мару, утратив свое военное назначение, превратились в произведения национальной культуры.


Примечание:

Дополнительные ссылки по теме:


Идея и координация проекта - Матвеев Вячеслав Александрович
Сопровождение - Московский Айки Клуб

TopList Rambler's Top100